суббота, 6 сентября 2008 г.

Свадьба на Гуцульщини

Впервые гуцульське свадьбу задокументировал этнограф Владимир Шухевич. «Весьиле» - это карнавал, длительный праздник радости и любви, которую особенный карпатский народ гуцулы щедро дарует всем.Село Черемошна лежит на грани Прикарпатья и Буковины. Река Черный Черемош делит его пополам. Когда-то здесь проходила граница между австро-венгерской Галициею и Румынией. Теперь украинско-румынская граница отодвинулась на юг. К ближайшему райцентру, а это Верховина, - 35 километров. Наша свадьба происходит в приселке Черемошни. Свинский Поток, обозначенный на картах как Лучек, лежит посреди гор на расстоянии пять километров от села. Здесь живет семья молодого. Знакомьтесь: Анничка и Михаил Фучукови женят сына Владимира, старшего из трех своих детей. Он - будущий священник. Родители этим очень гордятся.

Невесту зовут Василиса, по-гуцульському - Васюта. Семья Сливчукив - из Верховини. Васюта работает сторожем в местной школе и заочно овладевает профессией экономиста. Она - младший ребенок в семье Анастасии Сливчук и Ивана Федорива. Родители Васюти принимают молодых жить к себе. Это обстоятельство предопределяет весь ход свадьбы.

Главным ритуалом гуцульського свадьбы является «вінченє» - церковный брак. Когда-то вся церемония сочетания влюбленных - от сватовства к получению вена (приданого) длилась больше месяца. Теперь - от трех до пяти дней. По давней традиции, свято устраивают посреди недели (в воскресенье грех венчаться). «Свадьбы особняком осуществляют в молодого, особняком - у молодой. А затем их зводят вместе», - объясняет главный специалист из обрядов местного Загса Мария Бажура.

День первый. Вторник. Пообиди дружбы отправляются в горы на поиски свадебного «деревца». Срезают верхушку сосны с парным числом ветвей. Родственники и соседи украшают ее разноцветной шерстью, бумажными цветами, лентами и завернутыми в фольгу орехами. Украшенное «деревце» вкладывают в калаче и ставят на стол - около него будут сидеть молодые. Этому обычаю - свыше 500 лет. «Деревце» символизирует Дерево жизни, из которой, за гуцульською мифологией, вышла первая пара людей у рая.

Появление «деревца» знаменует начало веселья. В ночь из вторника на среду в доме молодого и молодой гуляют дружбы, дружки и ближайшая семья.

День второй. Среда. Светский обряд «росписи» не приобрел популярность среди горцев. Многие, по давнему обычаю, живое «на веру» и оформляет отношения лишь в случае необходимости. Наши молодые заказали официальную церемонию.

Даже в официоз гуцулы умудряются привнести автентику. Василиса и Владимир приезжают к «росписи» каждый в своем авті. Их встречают музыканты. Минут десять новобрачные «Зближают си» - шаг за шагом медленно подходят друг к другу. Обрядовець с караваем на полотенце приглашает всех к залу. Клятву любви и верности молодежи произносят дрожащими голосами. Родители не сдерживают слезы, когда деть обращаются к ним со словами благодарности. Госпожа Мария бодро перерывает растроганные всхлипывания:
Молодой - как месяц
Молодая - как звезда
Поцелуйтесь, молодые
Най нам будет горько!

Молодые приходятся друг к другу с видимым удовлетворением. После этого, за гуцульським звичаєм, берутся разрывать калачи. Первый - на супружеские права, второй - на обязанности. Задание - оторвать больше хлеба и, соответственно, больше прав. Но сначала следует посмотреть в дыру калача на собравшихся. «Сколько посчитаете гостей, столько будет вам детей!» - ворожит обрядовець. Молодые останавливаются на пяти, поровну разламывают ковриги и кормят друг друга крошками. Родственники достают из «кравчучок» таці с бужениной и клеши из пляцками (сладким). Следующий час все присутствуют «Балюют си» - едят и закусывают. А Влодко и Васюта не возводят глаза друг из друга. Оказывается, недаром: из-под Загса молодые едут принимать гостей каждый в своем доме.

Среда: вечер, ночь. Во дворе молодого - две огромных дощатых палатки. Стены в них завешены коврами и покрывалами. В одном - накрыты столы, в другом - «данцовня» (танцзал). Гости начинают сходиться близко девятого часа вечера, как обойдут скот. «Кньизь-молодий» из дружбами встречает их в «данцовні» и каждому подносит полную рюмку. Дружбы принимают и сортируют подарки. Церемония длится почти до севера. Гости тем временем танцуют. Когда хозяева приглашают за стол, чубы и затылки, у кое-кого уже полностью мокрые.

Гуцулы обычно устраивают гостину не за количеством людей, а за числом домов. Здешняя гостина - на 100 домов, накрыто на 300 человек. За столы садятся в определенном порядке: сначала родители «заводят» молодого, за ним идут «матки» (ближайшие родственники-женщины), дружбы и все остальные. Ходом свадьбы руководит «трактирщик» - он является тамадой, распорядителем и барменом, в то же время. Первые три часа из-за стола не выходят. За это время подают все кушанья, произносят все приветствия. Паузы заполняет «береза» - скрипач на ходу составляет песни:
Краснее гостеньки сьили
Что здвигнули си стены.
Не так они здвигнут си
Как гости горівочки нап’ют си.

Где-то о пол на четвертую часть людей возвращается в «данцовню», остальная «Набувают си» (веселятся) за столами. На рассвете хозяева провожают гостей, чтобы пообіді встретить их опять. Чувствуется, что несколько часов отдыху нужные всем.

День третий. Четверг. «Вирижине» к браку начинается одеванием «кньигиньи-молодої» в гуцульську «вбирю» (так называют одежду, обувь и украшения). Ритуал занимает по меньшей мере три часа. Специально нанятой для этого женщине помогают иметь невесты и дружки. Созерцать процесс разрешено только женщине. Исключение - скрипач:
Ой, собирать молодую
Нелегкая работа
Ой, здаєссі, нас застанет
За тамтим суббота.

Васюта - в длинной вышитой рубашке, попружка (широкий тканый пояс) держит две запаски, по них навязаны пять больших платков из френзлями. На ногах у девушки - тузінки и лапти. Она сидит на стуле, покрытом покрывалом, и мужественно терпит, как «вбирают председателя». Майстриня-«вбиральниця» Мария Сухарчук плетет Васюти косы, выкладывает из них веночек и обвязывает его «поплітками» - пасмами красной шерсти.

Главное украшение свадебной прически - «чільце». Небольшая корона сделана из мелких бляшек разной формы и цвета, что подвешенные за кольца к основе. Цветки, звездочки и ромбы тріпотять, и звенят от наименьшего движения председателя. Краса-а!

«Чильце» привязывают двенадцатью «волочками» (лентами), концы которых выпускают к середине спины. В них уплетают дождик и «висячки» - кисти. Сверху выкладывают «пасочки» - яркие полоски, вышитые бисером. Просто на косы нашивают большие цветки. Украшения, какие Васюти придется носить на голове почти сутки, весят свыше двух килограммов. Заметно, что из-за этого ее осанка становится особенно надменной.

Молодая подводится из стула, чтобы одеть «тулуп» (безрукавка) и «дар» - вышитую перемітку, которая играет роль шалика. «То есть свідченнє богатства, - объясняет «вбиральниця». - Потому что молодую так мотают, чтобы была, как писаночка!». Весь гуцульський свадебная одежда символизирует зажиточность молодой. Стоит такая «вбиря» недешево: полторы тысячи плюс еще 300 гривен за прическу.

А за спиной молодой разыгрывается представление. Дружки смешно толкаются, пытаясь сесть на ее место. Скрипач подливает оливы в огонь:
Спивай-спивай песенки
Чтобы сь радость имела
Чтобы сь села на то кресло -
И тоже си отдала!

В сопровождении дружек «кньигиньи» выходит к гостям. В зале кафе, где накрыты столы, становится больше солнца. Во время перекуски «береза» шутливо стихотворствует о собравшихся.

Между тем «выводят молодую» - гости берутся за руки, образуют живую цепочку, обходят столы и направляются к выходу. Впереди - «отец» (крестный) с «деревцем». Процессия проходит под калачи, которые в знак благословения в дверях держат мама и папа молодой. Теперь - «датчанин». Молодая в кругу с дружками танцует «гуцулку». Наконец все выходят на улицу. По коням! На Черемошну!

Четверг: вечер, ночь. В Черемошний молодая из «урєдою» (сопровождением) оставляют авта. К господи будущего мужа настоящая гуцулка должна въехать на кону. Девушка зграбно выскакивает в седло. Дорога к приселку размытая - днями здесь выпал первый снег. В болоте грузнут кони и люди. А нужно выбраться на гору, взойти крутым склоном и преодолеть узкую кладку-мостик. Но разве путь к любви бывает легким?

Первыми молодую заметили музыканты:
Залечивай ковала зазулечка
Но говорила куку
Подай-ко мы, дьивчиночко
Свою белую руку.

Влодко снимает Васюту из коня. Родители молодых подходят к детям с ситом, наполненным зерном, конфетами и копейками. Мать-свекровь трижды осыпает детей пшеницей из сита и угощает медом, приказуючи: «Чтоб вам было так сладко, как мід сладкий!» Сваты заводят за стол молодых и гостей. Свадьба длится.
Утром басня, после полудня
Уже нельзя пить
Потому что мы должны еще в настоящее время
Эти деть звінчьити.

Благодарить «берегу», который напомнил! Перед браком молодые становятся к «прощє». Владимира и Василисы опять «выводят» из-за стола и они клякають (становятся на колени) перед родителями. Говорит «трактирщик»: «Стали молодые пред вами, как свечи перед обидами. И просят вперед Бога милосердного, а затем и вас, папочке и мамко сладкие, и вас, братики и сестренки родненькие, и вас, деды, вуйі и тетічки, и вас, чужие чужиночки, всю более близкую и дальнейшую семью, и наименьшего ребенка. Просим всех, абисте простили и в дальний путь благословили». Отвечают вместе: «Най Бог простит, мы - прощаем!». Родители крестят калачами молодых, а они целуют им руки.

К церкви Влодко и Васюта отправляются на конях. Десятый час вечера. Горы, темнота. Перевзуваемося в резиновые сапоги, ополчаемся фонарями и идем к храму пешком вдоль реки. Тропинка перепрыгивает из берега на берег - 14 раз переходим реку вбрід. Через полтора часов выбираемся из Свинского Потока на улице Черемошни. Перед алтарем молодые становятся за полчаса до полуночи. Произошли!

Из церкви едут в дом жены. В Верховини «весьилє» будет длиться до утра. Впереди еще: покупка молодой; «пропой», когда молодой обдаривает молодую, а дружки - дружбів; «повниця», когда гости деньгами приветствуют супругов. Мужчина должен «розвити» жену - снять ленты и чільце, расплести косы. С первыми петухами те из гостей, которые еще остались на ногах, проводят молодую пару «на спаннє». Дружбы их разуют, чтобы достать из лаптей специально спрятаны туда деньги. Это - их вознаграждение за «служение».

Думаете, что это завершение свадьбы? Не в настоящий момент! Молодежи еще должны отвезти «деревце» туда, где будут жить, и нацепить его на сладкую яблоньку. Такой обряд завещает согласие в семьи и благосостояние. А затем:
То я пойду данцувати
Дай боже, щьисливо
А вы, старые, на молодежи
Не дивіт си криво.
А вы, старые, на молодежи
Криво не дивіт си
Но йик вам недогода -
Домел заберіт си.

Комментариев нет: